Back To Top
Жанр альтернативной истории – вещь иногда забавная, иногда вызывающая отторжение. Всё зависит от писателя. Но замечено давно: чем лучше человек знает историю, чем подробнее изучал её малейшие эпизоды – тем правдоподобнее у него выстраиваемые им миры. Читать такое и забавно, и познавательно.
Но непонятно, когда солидный человек, академик начинает выстраивать исторические гипотезы без малейшего чувства самоиронии, как это бывает у писателей. Громоздя нелепость за нелепостью и прибегая в аргументации если не «сам дурак», то «сам слепой!». Речь снова о господине Фоменко и его верном оруженосце Носовском.
На этот раз сии господа взяли для препарирования и вивисекции старинную икону «Сергий Радонежский. Житийная икона», на которой в XVII веке неизвестный иконописец под изображением преподобного Сергия изобразил сцены из Куликовской битвы.
И как же интерпретировали господа Фоменко и Носовский эти миниатюры размером примерно 5 х 5 см, выстроенные в покадровый ряд?
Из этого следует вывод: дрались с обеих сторон русские. Более того: с одной стороны - была дружина московского князя Дмитрия, а с другой – дружина тысяцкого Ивана Вельяминова, из русских войск темника Мамая.
Вот так вот. Гражданская усобица у нас была, оказывается. И ига никакого не было, был сердечный союз. И Батый во времена оные по Руси прогуляться вышел, союзников себе набирал. Уважаемому академику невдомёк, что в изобразительном искусстве есть такая «фишка», как условность изображения? А также каноны, по которым работает та или иная живописная школа. Насчёт условности, думаю, понятно: ребёнок рисует несколько овалов, палочек, чёрточек, и говорит, что это кошка. И да, взрослые соглашаются с ребёнком, хотя реальная кошка с изображённой не имеет ничего общего. Но ведь условность же!
С канонами посложнее. Но если взять любую книжную миниатюру как иллюстрацию к тексту хроник и летописей хоть Западной, хоть Восточной Европы, мы увидим, что и французский шевалье, и польский оружный ясновельможный пан, и малоросский казак, и исламский сарацин, и…ордынский татарин изображались в совершенно одинаковых доспехах, с русой бородой и с одинаковым вооружением. Скачущие кони также были укрыты одинаковой бронёй, и их рысь или галоп тоже изображались одинаково – со вздыбленными передними копытами и напряжёнными задними ногами, а воинские люди просто «ролевики». Вышли удаль показать. От нечего делать.
Вывод? Опять-таки в противоборстве на поле брани сошлись православные полки. Продолжая, видимо, нехорошую традицию, присущую феодальной раздробленности Руси. Но, во-первых, сепаратистские тенденции того времени уже уходили в прошлое, даже самым упёртым князьям-гордецам уже было ясно, что поодиночке их сожрут, и не ордынские тумены, так отряды псов-рыцарей. Термин «Жизненное пространство» - это ведь не изобретение Адольфа Гитлера с его «Майн Кампф», этот термин, может быть – неозвученный, - витал в воздухе тех времён. Чуть позже растущая пассионарность европейских люмпенов и бедноты нашла выход в колонизации Нового Света за океаном. А пока что они пробовали на зуб русские пределы. С Востока – орда. С Запада – воинствующее католичество с его огнём и мечом. И преданный делу объединения Московской Руси, воевода тысяцкий Иван Вельяминов, верный соратник князя московского, на роль сеператиста никак не тянет. Блестящий российский актёр, ныне покойный, Пётр Вельяминов, прямой потомок того воеводы, думаю, вызвал бы Фоменко на дуэль – прочитай он это непотребство.
А что вы хотели там найти? Меч-кладенец? Так нержавеющей стали с легирующими добавкам тогда ещё не было, а в земле даже железобетон рассыплется в труху уже через 400 лет. А прошло 600.
Доспехи, даже самые захудалые, тщательно собирались после боя специальными трофейными командами. Это касалось как кожаных доспехов, так, тем более, металлических. Причём снимали их с убитых и своих, и врагов. Об оружии и говорить нечего – просеивалась земля, чтобы собрать даже наконечники от стрел! Металл был очень дорог.
И потом, лукавит академик: артефакты на поле Куликовом всё-таки находят – применяя металлоискатели, просеивая каждый квадратный дециметр, и эти находки множатся с каждым годом.
Эпатаж даже в науке видимо бывает полезен: скандальная репутация лучше, чем никакая, и, взяв на вооружение приёмы звездюлек-«поющих трусов», которые своими выходками поддерживают к себе интерес (пусть и нездоровый), можно длительное время оставаться «на гребне волны».