Главная / Как проходила Куликовская битва / Спасо-Андронников монастырь, отношение к Куликовской битве
Back To Top
Многие русские православные монастыри, построенные в XIII, XIV и XV веках, по толщине стен, расположению угловых башен и массивным воротам напоминают крепости. Впрочем, почему «напоминают»? Они и были крепостями в то смутное и тревожное для Руси время. Не исключением стал и Спасо-Андронников монастырь, возведённый как сторожевой опорный пункт на перекрёстке оживлённых дорог недалеко от Москвы. Одна из этих дорог вела к Владимиру и Нижнему Новгороду, а вторая – на юг, к Коломне, далее к Рязани и ещё далее – к Золотой Орде.
Здесь, недалеко, под Коломной, было место сбора русских войск, отправлявшихся в августе-сентябре 1380 года на смертельную битву с извечным супостатом. И сюда же, под стены Спасо-Андронникова монастыря, вернулись те, кто уцелел в ней. И привезли сюда тела тех, кто не дожил до победы. И здесь же они были захоронены.
Назван так монастырь был из-за двух знаковых событий. Первое связано с путешествием ещё в 1350 году в Константинополь московского церковного иерарха Алексия. После его утверждения константинопольским патриархом в качестве митрополита московского Алексий привёз из Константинополя святыню – икону Спаса Нерукотворного.
При пересечении Чёрного моря корабль, перевозящий митрополита, попал в сильный шторм. Перепуганный священник стал обращать молитвы к Спасу, обещая в случае избавления от гибели заложить в его честь монастырь. Он действительно сделал это позже, назначив игуменом монастыря инока Троице-Сергиевского посада Андроника, ученика Сергия Радонежского, признанного авторитета в вопросах веры. По именам иконы и первого игумена монастырь и стал зваться Спасо-Андонниковым, что позднее закрепилось и в официальном названии.
У монастыря бурная, насыщенная событиями история. С 1410 по 1427 годы было выстроено первое капитальное каменное строение – Спасский собор, росписи алтаря в котором делал всемирно известный старец этого монастыря Андрей Рублёв. Благодаря этому строению монастырь повышает свой общественный статус, получая архимандрию, а в начале следующего века архимандрит Спасо-Андонникова монастыря становится духовником Великого князя Ивана III. В XVI веке возводятся мощные деревянные ворота, которые через сто лет заменяются каменно-металлическим, а над проёмом врат возводится надвратная церковь Рождества Богородицы.
В 1653 году одна из келий монастыря стала местом временного заточения старообрядческого протопопа Аввакума перед ссылкой его в Сибирь, а в конце XVII века покровительство над обителью берёт на себя супруга Петра I Евдокия Лопухина.
Со времён Дмитрия Донского и вплоть до начала ХХ века монастырь был местом последнего упокоения самых достойных людей России. Хотя бурные события после падения царской династии нанесли местами невосполнимый ущерб надгробиям, многие из них всё же сохранились, и сейчас являются частью музейной экспозиции под открытым небом.