Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
…Вечером 7 сентября русская рать перешла Дон и встала на Куликовом поле
события, даты, герои

Главное меню

Поединок богатырей Пересвета и Челубея перед Куликовской битвой

Поединок богатырей Пересвета и Челубея - узнайте подробности Куликовской битвы на сайте kulikovskayabitva.ruВыход на поле боя двух поединщиков – давняя средневековая традиция, которой придерживались многие военачальники во многих странах того времени. Конечно же, вопреки легендам, такой поединок ничего не решал. Иначе зачем тогда было ополчать население стран, отрывая его от созидательной деятельности, и готовить к битве профессиональную дружину – дело затратное со всех позиций?

Но моральную сторону такого поединка, который рассматривали как суд божий, трудно переоценить: ведь вышедший из него победителем как бы накладывал на войско, которое он представлял, дополнительное благословление Бога.

 

Русская сторона

В случае с Пересветом, выставленного на поединок с русской стороны, его статус был подкреплён личным благословлением самого игумена Троице-Сергиевского монастыря отцом Сергем, у которого до битвы на Куликовом поле Пересвет был иноком. Воин-монах – в те времена это было не такое уж и редкое сочетание. Тем более, по преданию, до принятия иноческого сана Александр Пересвет был брянским боярином, то есть входил в состав княжеской дружины и являлся витязем-профессионалом, не понаслышке знакомым с мечным, булавным и копейным боем.

Отлично развитый физически, Пересвет со вторым иноком боярского рода, Андреем Ослябей, задолго до событий на поле Куликовом были освобождены от строгих обетов поста самим Сергием Радонежским, который заранее планировал отправить их  с князем Московским. Сам факт отправки в действующее войско знатных дружинников, да ещё осенённых православным крестом самим отцом Сергием, непререкаемым авторитетом того времени, вселил в русские рати дополнительную порцию надежды на благополучный исход сражения. На фоне того, что татарское войско тогда всё ещё считалось непобедимым.

В сокрушительном, с разгона копейном ударе тяжёлыми кавалерийскими пиками, пробившими щиты, погибли оба поединщика – и Пересвет, и татарский мурза багатур Челубей. Но там были, говоря современным языком, нюансы…

Поединщик от Орды

Печенег по происхождению, мурза Челубей, был воином огромного роста и столь же огромной физической силы. В копейных поединках, в которых он был мастером, Челубей использовал разрешённый тогда прием – брал копье на локоть бОльшей длины и более тяжёлое, чем принято. Это не было секретом для Пересвета, и он, заранее пожертвовав собой ради святого дела, не надел кольчугу. В итоге копьё соперника пробило не только щит русского витязя, но и его самого насквозь – но благодаря этому не выбило его из седла. А вот копьё Пересвета, встретив сопротивление железа кольчуги Челубея, сшибло того наземь.

Но даже гибель своего воя воодушевило русское воинство, Суд Божий показал, что силы противников равны, и если приложить усилия, можно будет переломить ход сражения. Тем более, что мёртвый Челубей выпал из седла и остался лежать на поле, а вот бездыханного Пересвета конь всё же вынес к передовым рядам русской рати, что трактовалось тогда, как победа. То есть мифологическое мышление, присущее людям того времени, сослужило свою службу, гибель святого воина как бы призвала к отмщению супостата. А ход последующего сражения показал правильность такой моральной-идеологической установки. Ратный подвиг Пересвета во имя земли Русской в дальнейшем послужил основанием причисления его к лику святых, а его память отмечается в Соборе тульских святых ежегодно 22 сентября.

К сожалению, данных о месте захоронения Пересвета не сохранилось, скорее всего, он был похоронен в братской могиле вместе с другим павшими, у нынешнего села Монастырщина, где с 2004 года существует аллея героев Поля Куликова.