Главная / Имена, герои и главные участники Куликовской битвы / Сергий Радонежский - тот, кто благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву
Back To Top
Помните картину художника Нестерова «Видение отроку Варфоломею»? Это – о Сергие Радонежском, в миру, в раннем отрочестве – Варфоломее. О том самом отроке.
Рождённый в 1319 году и росший в знатной семье ростовских бояр, Варфоломей самостоятельно освоил грамоту и увлёкся описанием жития святых. Высокое положение родителей не послужило, тем не менее, гарантией обеспеченной жизни, и к 1330 году семья оказалась в крайне бедственном положении. Родители, Кирилл и Мария, оставили пришедшее в упадок поместье и переселились в город Радонеж, в 54 верстах от Москвы. В находящемся неподалёку Хотьково-Покровском монастыре к тому времени уже обосновался в качестве инока старший брат Варфоломея Стефан. Убедив брата в преимуществах строжайшего монашества и пустынножития, Варфломей переселился с ним на берега реки Кончуры, и среди глухого Радонежского бора братья построили маленькую деревянную церковь Святой Троицы (теперь на этом месте стоит соборный храм, тоже во имя Св. Троицы).
В 1337 году Варфоломей принял иночество и сменил мирское имя на Сергий – под которым прославил себя в веках.
Через несколько лет к Сергию стали присоединяться принявшие монашеский обет, образовалась обитель, где её основатель стал сначала вторым игуменом (первым был монах постарше по имени Митрофан), а затем, с 1354 года, пресвитером. Скромная жизнь, нестяжание мирских благ, рассудительность, способность давать разумные советы обратили на себя внимание высших церковных иерархов, патриарх Царьградский Филорей даже прислал Сергию с особым посольством схиму, крест, параманд и жалованную грамоту, где восхвалял святожитие схимника и давал советы о введении в монастыре строгого общиножития. Эти советы, воплощённые в жизнь игуменом Троице-Сергиевского монастыря, стали в дальнейшем основой монастырских уставов большинства монастырей Руси.
По свидетельству людей, Сергий мог «словам кроткими и разумными» погасить пожар любых политических страстей, чем не раз пользовался при увещевании власть имущих того времени: гордеца ростовского князя в 1356 году, новгородского в 1365, рязанского князя Олега. Авторитет игумена был так высок, что именно к нему накануне Куликовской битвы приехал князь московский Дмитрий с ближними боярами и другими князьями земли Русской, признавшими главенство московского князя во многом благодаря проповедям и советам Сергия Радонежского.
Благословляя князя на битву, Сергий предсказал ему победу в ней и отправил в войско двух своих иноков – Пересвета и Ослябю. А накануне перехода через Дон в ночь на 7 (20 по новому стилю) сентября Дмитрий, колебавшийся, стоит ли переправляться войском через реку, получил от настоятеля Радонежа грамоту со словами одобрения его действий и увещеваниям как можно скорее ударить первому.
Вся жизнь князя Дмитрия, до самой его кончины, была ознаменована постоянным общением и духовным наставничеством отца Сергия, недаром именно к нему обратился на склоне лет престарелый князь, с просьбой скрепить духовный наказ о престолонаследии в пользу старшего сына.
Сергий скончался в 1392 году, а к лику святых его причислили в 1452-м, при Великом князе Московском Василии II Тёмном.